Загнанный контейнер: бизнес жалуется на переплаты в порту Петербурга

Загнанный контейнер: бизнес жалуется на переплаты в порту Петербурга

Клиенты морского перегрузочного комплекса “Бронка”, который входит в структуру Большого порта Санкт–Петербург, жалуются на переплаты из–за “лишних” операций с контейнерами. Этот вопрос поднимался на рабочей встрече, где присутствовали участники ВЭД, таможенники и руководство оператора порта — ООО “Феникс”. При этом в Балтийской таможне наличие проблемы отрицают.

Проблема непредвиденных трат на перемещение контейнеров по территории морского многофункционального перегрузочного комплекса “Бронка” волнует участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) не первый месяц. По словам осведомлённых игроков рынка, она вызвана недостаточно слаженным взаимодействием между оператором порта — ООО “Феникс”, которое осуществляет перемещение грузов по территории комплекса, — и таможенными органами.

Варшавский и партнёры - юристы в Санкт-Петербурге

“Фениксу”, который получает доход от всевозможных операций с грузами, такой расклад с экономической точки зрения оказывается только на руку. Согласно прейскуранту на сайте Бронки, стоимость перемещения контейнера к месту проведения взвешивания или к инспекционно–досмотровому комплексу (зоне “просвечивания”) и обратно составляет 6 тыс. рублей. При технических заминках и повторных перемещениях эта сумма кратно растёт.

Шесть тысяч рублей, которые участник ВЭД должен заплатить за перемещение груза на досмотр, — сумма небольшая. Но, когда речь идёт о сотнях и тысячах контейнеров, экономика выходит внушительная. По данным сайта Бронки, терминал может обработать до 500 тыс. контейнеров (TEU) в год. А проверяться в определённые периоды могут до 50% грузов.

В конечном счёте у участников ВЭД возникают претензии как к гоняющему вхолостую грузы “Фениксу”, так и к местным таможенникам, которые якобы не могут вовремя принять контейнер.

Эксперты в сфере ВЭД отмечают, что переплаты за перемещение грузов по территории порта и задержки в зоне таможенного контроля — распространённая практика. “Эта проблема обусловлена недостаточной организованностью процесса взаимодействия оператора морского порта и таможенного органа. От клиентов мы часто слышим, что при перемещении грузов возникают дополнительные, совсем не обязательные расходы, которые добавляются в конечную стоимость товара и приводят к задержке выпуска товара таможенными органами. Обусловлено это прежде всего самим технологическим процессом взаимодействия оператора морского порта и таможни. Участник ВЭД в данном случае становится своего рода заложником процедур и механизмов работы как оператора порта, так и таможни”, — говорит управляющий партнёр юридической компании “Варшавский и партнёры” Владислав Варшавский.

При этом, по словам специалистов, формально никаких нарушений закона в подобных случаях не происходит. Речь чаще всего идёт о нежелательных или преднамеренных технических заминках. Другое дело, что такое положение дел может привести к расхождениям интересов оператора порта и таможни, для которой именно скорость обработки грузов является одним из критериев эффективности работы. Встанет ли этот вопрос ребром в случае Бронки — пока неясно. По словам источников “ДП”, ещё со времён открытия порта в 2015 году “Феникс” сумел наладить с таможней плодотворное сотрудничество, поэтому на некоторые технические “мелочи” ведомство вполне может закрывать глаза.