Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу (за исключением отдельных положений) с 30 июля 2017 г., в Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) были внесены ссущественные изменения. Внеченные изменения, прежде всего, касаются оснований и порядка привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве.

В первую очередь, следует отметить, что уточнено понятие контролирующего должника лица. Отныне под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

На законодательном уровне введена презумпция, определяющая в каких случаях лицо является контролирующим должника. Предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:

– являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

– имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

– извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочены выступать от его имени.

Важно отметить, что закон не устанавливает исчерпывающего перечня оснований для признания того или иного лица контролирующим должника лицом. Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника лицом и по иным основаниям, которыми могут быть, в частности, любые неформальные личные отношения, такие как совместное проживание, длительная совместная служебная деятельность (в том числе военная служба, гражданская служба, совместное обучение и т. п.).

В то же время закон наделяет своеобразным иммунитетом миноритариев и прямо указывает, что к контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем 10% уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением.

Изменения коснулись оснований и размера субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

Возможность привлечения к субсидиарной ответственности установлена за неподачу, а равно за несвоевременную подачу заявления должника о признании его банкротом (далее – заявление должника). Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Если в течение данного срока руководитель должника не обратился в арбитражный суд с заявлением должника и не устранены соответствующие обстоятельства, то в течение 10 календарных дней со дня истечения этого срока:

– собственник имущества должника – унитарного предприятия обязан принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

– лица, имеющие право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, либо иные контролирующие должника лица обязаны потребовать проведения досрочного заседания органа управления должника, уполномоченного на принятие решения о ликвидации должника, для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, которое должно быть проведено не позднее десяти календарных дней со дня представления требования о его созыве.

Также в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатёжеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Таким образом, неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву собрания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятии такого решения) в указанные выше сроки влечёт за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых законодательством о банкротстве возложена обязанность по созыву собрания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд. Если данную обязанность не исполнили несколько лиц, то они отвечают солидарно. Размер ответственности этих лиц равен размеру обязательств должника (в том числе по обязательным платежам), возникших после истечения вышеназванных сроков и до возбуждения дела о банкротстве должника (возврата заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом).

Закон устанавливает презумпцию наличия причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника, ликвидационной комиссией и иными лицами, указанными в ст. 9 Закона о банкротстве, на которых лежит обязанность по подаче в арбитражный суд заявления должника, и невозможностью удовлетворения требований кредиторов, обязательства перед которыми возникли в период просрочки подачи заявления о банкротстве, и поэтому указывает, что бремя доказывания отсутствия причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением обязанности по подаче в арбитражный суд заявления должника лежит на привлекаемом к ответственности лице (лицах).

Обязательства, до возникновения которых конкурсный кредитор знал или должен был знать о том, что имели место основания для возникновения обязанности должника по подаче заявления должника в арбитражный суд, за исключением требований об уплате обязательных платежей и требований, возникших из договоров, заключение которых являлось обязательным для контрагента должника, в размер ответственности не включаются.

Помимо этого, закон устанавливает субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в частности если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несёт субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно.

            Закон о банкротстве предусматривает уменьшение или полное освобождение от субсидиарной ответственности номинальных контролирующих должника лиц, в частности арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально). В то же время для целей уменьшения или полного освобождения от субсидиарной ответственности вышеназванного лица, помимо доказывания того обстоятельства, что оно осуществляло функции органа управления номинально, необходимо, чтобы благодаря предоставленным этим лицом сведениям было установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.

Для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности обязательно наличие его вины в невозможности полного погашения требований кредиторов, при этом вина контролирующего должника лица презюмируется, в частности контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует. Такое лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов, и если докажет, что его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.

Что касается размера субсидиарной ответственности, то размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Если контролирующее должника лицо докажет, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица, то размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению.

Следует отметить, что контролирующее должника лицо несёт субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов также в случае, если:

– невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено;

– должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

Следует обратить внимание на то, что заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано также не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, но не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности, если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве.