Бонусы. Имущество или льгота

В целях стимулирования продаж, организации используют различные программы лояльности, привлекая таким образом новых покупателей и удерживая старых. При приобретении товаров покупатель вместо скидки получает бонусные баллы, которые начисляются на счет покупателя. Количество начисляемых бонусов пропорционально сумме покупок, поэтому потребитель заинтересован в совершении их на большие суммы. На текущий момент данный способ никак не урегулирован на законодательном уровне. Из-за этого возникают сложности с определением того, как трактовать эти взаимоотношения, как потребителям защитить свои интересы в части начисления и последующего использования бонусов.

Обычно бонусные программы предоставляются в формате публичной оферты. Согласно стандартным условиям публичной оферты, бонусные программы обеспечивают держателя бонусов правом требовать определенные товары, услуги. Однако, зачастую, организации в своих правилах отражают, что имеют право в одностороннем порядке изменять условия программы как в сторону, выгодную держателям, так и в обратную. При этом с момента присоединения к программе лояльности считается, что потребитель согласен со всеми происходящими изменениями. Это значит, что права требования клиентов к продавцу ничем не обеспечиваются. До тех пор, пока организация заинтересована в сохранении своей репутации, возможно говорить об исполнении обязательств в рамках бонусных программ.

Как показывает практика, суды квалифицируют данные взаимоотношения по-разному.

В ряде случаев предоставление скидок в рамках программы лояльности рассматривается как условие договора присоединения о предоставлении программой лояльности определенных поощрений, установленных одной из сторон договора (оферентом). Другая сторона договора (акцептант) может их принять в целом и, следовательно, заключить договор или отказаться от его заключения. Предложение о заключении такого договора адресуется покупателю путем вручения ему дисконтной карты. При этом, выразив намерение приобрести товар с определенными скидками, покупатель тем самым принимает предложение о заключении договора о предоставлении таких поощрений. В частности, такую позицию поддержал Триннадцатый арбитражный аппеляционный суд в постановлении от 30 января 2017 г. по делу № А56-30118/2016.

В некоторых случая судьи приходят к выводу, что по своей правовой природе бонусы являются правом требования имущественного характера, поскольку участник программы вправе требовать предоставления ему премии на условиях и в порядке, предусмотренных данной программой. Например, в рамках бонусной программы участник может требовать представления премиального авиабилета на перелет. Подобную позицию высказал Арбитражный суд Томской области в определении от 4 февраля 2013 г. по делу № А67-3355/2012.

В письме Минфина РФ от 29 июля 2011 г. № 03-11-09/49 содержится указание на то, что дисконтная карта не может быть признана имуществом (товаром) и что она представляет собой обязательство продавца (исполнителя работ, услуг) по предоставлению в будущем скидки владельцу данной карты, то есть, подтверждением права ее владельца на заключение в будущем договора по льготной (меньшей) цене.

Как видно, трактовка данного определения различна, но единым остается мнение, что к подобным правоотношениям применим Закон о защите прав потребителей, а значит при невыполнении компанией своих обещаний или в случае пересмотра условий начисления и списания бонусов граждане могут воспользоваться одним из нескольких способов защиты своих прав, обратившись в Роспотребнадзор либо суд.