Инфоцентр

Продажа или приобретение бизнеса

Время кризиса это время перемен. Бизнес необходимо структурировать под новые требования. Это могут быть как технологические требования, так и покупательская способность на товар или новые новеллы законодательства.

Изменения требует структурировать сделки и, следовательно,  требуется правовая помощь. Возникают вопросы привлечения денежных средств путем либо заимствования (кредитования), либо привлечения новых инвесторов, входящих в долю бизнеса или продажа бизнеса целиком в связи с новыми проектами.

Серьезными и основными угрозами для бизнеса является слабая юридическая защита от недружественных поглощений или совершения  ошибок в правовом сопровождении сделок слияния и поглощения. Любая из ошибок может стать фатальной и привезти к потере бизнеса как такового. Вопрос перехода контрольного пакета акций или доли с точки зрения управления рисками  оценивается как максимально высокий.

У бизнесменов, инвесторов возникает две основные точки соприкосновения, на котором ломаются копи. Первая – правильно приобрести бизнес или его часть, вторая – максимально защитить свои права при продаже или покупке.

Самые распространенные претензии покупателей связаны с не надлежащим исполнением обязательства или же расторжением договора, возмещением убытков.  Условно можно выделить требования  покупателя  о прекращении конкурирования в сфере проданного  бизнеса или же требования, связанные с тем, что  ожидания покупателей значительно ниже фактическому состоянию бизнеса. Четко сформулированная  цель сделки позволяет в последствие избежать судебных споров.

С точки зрения права существует три вида сделок покупки – продажи бизнеса и значит три способа структурирования сделки:

 

Самым распространенным для субъектов малого и среднего предпринимательства является третий способ – покупка доли в обществе с ограниченной ответственностью. Не менее тем, даже при третьем способе, необходима серьезная юридическая поддержка соблюдения процедуры купли – продажи доли  действующим нормативно – правовым актам.  Цель этой поддержки одна – обеспечить полную легитимность и максимальную неоспоримость.

Основными видами сделки будут являться:

Любая сделка покупки-продажи бизнеса условно делится на три части. Предварительный этап, этап совершения основной сделки и этап передачи. 

Кроме процедурных юридических аспектов по самой сделке необходимо тщательно провести предварительную работу, она будет включать в себя:

Столь тщательное и детальное изучение покупаемого бизнеса поможет сохранить инвестиции. Однако, продавцы не всегда готовы раскрывать все свои «секреты» любому интересанту. Для этого существует юридические механизмы, которые защищают и деньги покупателя и коммерческую тайну продавца. Предварительный договор, рамочный договор или, например,  меморандум о намерении заключается на первом этапе совершения сделки.

Третий этап это вступление в права собственности бизнесом.
Этот этап становится самым тяжелым и полным неожиданных сюрпризов
Старший партнер юридической фирмы «Варшавский и партнеры»
Владлена Варшавская
Поделиться: