Исключение компании из черных списков банков

В последние годы очень остро стоит проблема “черных списков” банков. Компании, раз попавшие в такой список, с трудом могли продолжать вести свою деятельность.

Итак, кто же попадает в “черные списки”?

Основанием для включения компании в “черный список” является проведение банковской операции, которая впоследствии может быть квалифицирована как подозрительная в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – ФЗ №115).

На практике такая формулировка привела к тому, что клиентам банков, оказавшимся в таком списке, отказывали в открытии счетов и проведении банковских операций, компаниям приходилось прекращать свою деятельность. Несмотря на то, что в соответствии с Информационным письмом Банка России от 15.06.2017 г. № ИН-014-12/29 само по себе наличие клиента в «черном списке» не является самостоятельным основанием для отказа в совершении открытии счетов и проведению операций, банки в целях минимизации собственных  рисков по отзыву лицензии перестарховывались, предлагая клиентам закрывать счета и отказывая в проведении операций по счетам.

Именно поэтому появилась необходимость в создании механизма реабилитации клиентов, попавших в “черные списки”.

Как же реабилитироваться?

До ноября 2017 г. возможности исключения из «черных списков» добросовестно исполняющих свои обязанности клиентов банка не было. Банком России были выпущены Методические рекомендации от 10.11.2017 г. № 29-МР, которыми было предоставлено право банкам информировать Росфинмониторинг об удалении сведений из “черных списков” с указанием причины их удаления.

29.12.2017 г. Федеральным законом № 470-ФЗ были внесены изменения в ФЗ №115, определяющие механизм реабилитации клиентов банков, попавших в “черные списки”.

Были внесены следующие изменения:

банк информирует клиента не только о факте отказа от проведения операции или заключения договора банковского счета, но и о причинах такого отказа;

клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для такого отказа. Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и сведения и не позднее 10 рабочих дней со дня их представления направить компании уведомление об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных фирмой;

если по итогам рассмотрения представленных клиентом документов банком все-таки будет принято решение об отказе в обслуживании, то физическое или юридическое лицо сможет обжаловать его в межведомственную комиссию при Центральном Банке РФ;

требования к заявлению, состав межведомственной комиссии, порядок и сроки рассмотрения заявлений и документов, представленных коммерсантами, а также правила принятия решения по результатам такого рассмотрения устанавливаются Центральным Банком РФ по согласованию с уполномоченным органом. При этом срок рассмотрения по общему правилу не будет превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя;

банки обязаны представлять в межведомственную комиссию мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе в заключении договора банковского счета. Решение межведомственной комиссии является обязательным для исполнения банком;

если по итогам рассмотрения жалобы межведомственной комиссией при Центральном банке РФ решение будет принято в пользу клиента, то после получения его банком последний обязан направить в уполномоченный орган информацию об отзыве ранее направленного сообщения об отказе в обслуживании;

если физическое или юридическое лицо после принятия решения в свою пользу снова обратится в банк, то он не вправе отказать заявителю в проведении операции или в заключении договора банковского счета.

На что необходимо обратить внимание, чтобы избежать включения в “черный список”.

В соответствии с Методическими рекомендациями Банка России № 18-МР и № 19-МР от 21.07.2017 г. клиентам банков стоит обращать внимание на следующие критерии, которые являются основанием для отнесения совершаемых операций к сомнительным:

непроизведение со счета выплаты заработной платы работникам, а также связанными с ней перечислениями по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховым взносам;

установление фонда заработной платы сотрудников из расчета ниже официального прожиточного минимума;

неуплата страховых взносов при наличии осуществления уплаты НДФЛ;

остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми по счету;

основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;

отсутствие взаимосвязи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

превышение заявленного при открытии (ведении) счета максимального оборота денежных средств;

непроизведение со счета  платежей в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

денежные средства зачисляются на счет от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС;

отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30 и более процентов;

с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;

денежные средства поступают на банковский счет клиента от контрагентов, по банковским счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных операций;

поступление от контрагента денежных средств на банковский счет клиента происходит с одновременным поступлением денежных средств от того же контрагента на банковские счета других клиентов;

денежные средства поступают на банковский счет клиента суммами, как правило, не превышающими 600 000 рублей;

снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно, как правило, ежедневно или в срок, не превышающий трех – пяти дней со дня их поступления;

наличие нескольких корпоративных карт и с их использованием преимущественно осуществляются операции по получению наличных денежных средств.

Таким образом, соблюдение указанных правил позволит компаниям минимизировать риск попадания в “черный список”, а соответственно, позводит клиентам банков вести нормальную деятельность.