Многие россияне сейчас столкнулись с чрезвычайно неприятной проблемой в связи с отменой туров, закрытием границ и другими изменениями, которые вторглись в нашу жизнь вместе с пандемией коронавируса Covid-19.

Хорошая новость в том, что Правительство России выпустило специальное постановление, регламентирующее порядок возврата денег туристам, которые приобретали туристические путевки.

Регулирующий нормативно-правовой акт: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 461 “Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора» (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73768534/).

Содержание постановления

Устанавливается порядок возврата денег, потраченных на приобретение туристических путевок (услуг);

Деньги выплачиваются туроператором изденежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма;

Возможность вернуть свои деньги появляется только в том случае, если Правительство принимает решение о возврате денежных средств за туристические услуги в связи с ограничением въезда в ту или иную страну. Такие меры предпринимаются, если поездка может угрожать жизни, здоровью или имуществу российских граждан. Данная норма установлена Распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. N 898-р (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1344563/#ixzz6Ja46Pd70);

Деньги будут возвращены за путешествия, которые планировались в период с начала действия ограничений по 1 июня 2020 г. В данном случае речь идет о странах, которые ввели ограничения на въезд для российский туристов, а также о странах, в отношении которых Ростуризм заявил об опасности жизни и здоровью. Перечень этих стран можно найти тут: https://www.russiatourism.ru/urgent/16614/.

Важно для туроператоров

Порядок действий:

– После принятия Правительством решения о возврате денежных средств за путевки, туроператор обязан в двухнедельный срок направить в объединение туроператоров уведомление о возврате туристам их денежных средств (не позднее 15 апреля 2020 г.);

– Реестр туристов, обратившихся за возвратом денег, формируется туроператором в течение 6 месяцев, начиная со дня направления уведомления (см. пункт выше);

– Информация, связанная с ведением реестра, размещается на официальном сайте туроператора. Там же публикуется образец требования о возврате денежных средств;

– Сформировав пакет необходимых документов, туроператор направляет его в объединение туроператоров;

– В течение 60 рабочих дней объединение туроператоров принимает решение о возврате денег туристам (и соответственно перечисляет их на расчетные счета граждан), либо об отказе в выплатах;

– Туроператор, не представивший указанное уведомление, перечисляет ежегодный взнос в фонд персональной ответственности туроператора не позднее 15 апреля 2021 г.

Документы, которые туроператор направляет в объединение туроператоров, могут быть предоставлены как в бумажном виде, так и в электронном (в этом случае они должны быть заверены квалифицированной электронной подписью).

С подробным перечнем документов, которые туроператор должен передать в объединение туроператоров, можно ознакомиться в Постановлении Правительства. Там же можно найти информацию о там, каковы условия возврата денежных средств, и на каком основании возможен отказ в их возврате.

Важно для туристов

Требование о возврате денежных средств должно содержать:

– Номер договора и дату его заключения; период поездки; общую цену в соответствии с договором; размер денежной суммы, подлежащей возврату; перечень оказанных туристу услуг; реквизиты банковского счета туриста;

– Фамилию, имя, отчество и место жительства туриста – для физического лица;

– Идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя и место жительства – для ИП;

– Наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер и место нахождения – для юридического лица.

Подводя итог

Постановление Правительства несколько облегчает жизнь для туриста – образец документа о возврате денежных средств будет размещен на сайте туроператора, нет необходимости куда-либо идти, нужно только направить требование о возврате денег туроператору. Для туроператоров тоже очевидны плюсы – не нужно возвращать деньги из собственных средств, используемых в обороте, что позволит аккумулировать средства на поддержание собственной деятельности в период кризиса.

Стоит обратить внимание на следующие нюансы: процесс возврата средств может затянуться, ведь только реестр требований туристов формируется 6 месяцев, и даже при положительном решении, деньги возвращаются в течение 60 дней. Объем требований на возврат средств не должен превышать размер фонда туроператора, и, таким образом, средств фонда может быть недостаточно для удовлетворения всех требований. Надо констатировать, что выплаты смогут получить далеко не все граждане. У каждого туроператора разный размер фонда, соответственно и выплаты будут разными.

Ситуация на рынке туристических услуг очень сложная, отрасль находится в состоянии глубокого кризиса. Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что парализована не только работа бизнеса, но и государственных органов, да и вся жизнь общества как-бы остановилась.

Но отчаиваться не стоит. Надо защищать свои права, а для того, чтобы делать это эффективно, важно правильно составить все необходимые документы, а проще говоря – важна правовая грамотность.

Мы очень надеемся, что в этой непростой ситуации Вы не опускаете руки.

Берегите себя и защищайте свои права всеми законными способами!