Споры о классификации товаров

Варшавский и партнёры - юристы в Санкт-Петербурге

Судебная практика по спорам о классификации товаров начинается меняться в пользу бизнеса. Однако, она пока не устоялась.
В последние два года наблюдался рост числа споров о классификации товаров. В 95% случаев переклассификация, произведенная таможней, приводит к увеличению госпошлин.
На фоне статистики исключением выглядит недавняя победа вертолетного центра “Хели-драйв Северо-Запад”. Компания выиграла спор в Санкт-Петербургской таможне, которая доначислила “Хели-драйв” более 30 млн рублей таможенных платежей.

Как развивались события

В начале этого года Санкт-Петербургская таможня провела проверку достоверности сведений из декларации компании. Таможней были обнаружены расхождения. В частности, из-за превышения массы каждого вертолета, был применен другой классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС. Итогом проверки стало доначисление “Хели-драйв” ввозной таможенной пошлины 24,5 млн рублей и НДС 4,9 млн. рублей.Однако, в этом споре Арбитражный суд Петербурга встал на сторону бизнеса. Судьи решили, что для определения классификационного признака – массы, необходимо исключить все дополнительные элементы. Если не считать их, а также аварийно-спасательное оборудование, масса одного вертолета будет менее 2000 кг.
Таким образом, суд пришел к выводу, что таможня неверно квалифицировала код ТН ВЭДЕАЭС вертолетов. Следовательно, и доначисление таможенной пошлины и НДС нельзя считать законным.

Нередкий формализм

Прежде всего, важность спора между “Хели-драйв Северо-Запад” и Петербургской таможней, как отмечает Владислав Варшавский, заключается в том, что точечное решение арбитражного суда задает векторы разрешения аналогичных споров.”Ключевыми аргументами, позволившими импортеру отстоять свою позицию в суде, явились письма производителей вертолетов с подробным обоснованием расчета массы вертолетов. Кроме того, помогла плохо проработанная позиция и доказательственная база таможенных органов. Арбитражный суд скептически отнесся к письму Московского авиационного института. Хотя именно оно являлось одним из ключевых доказательств по делу” – поясняет Владислав Варшавский.
В заключение можем добавить, что главная трудность в таможенных спорах – отсутствие устойчивой судебной практики в пользу бизнесменов. Многие юристы также отмечают формализм, который проявляет ФТС при классификации товаров.

Данный текст создан на основе статьи Делового Петербурга от 31.10.2020

Поделиться: