Защита прав потребителей в текущей ситуации. Мнение Владислава Варшавского для портала Гарант.ру

Защита прав потребителей в текущей ситуации. Мнение Владислава Варшавского для портала Гарант.ру

С ростом онлайн-торговли растет и процент потребителей, которые сталкиваются с нарушением своих прав. В текущих реалиях ситуация еще усложняется уходом иностранных компаний, часть из которых в одностороннем порядке прекратили осуществление обязательств.

Возврат и обмен товаров

Потребителям, которые попали в ситуации одностороннего отказа от предоставления услуг или товаров, Роспотребнадзор рекомендует направить продавцу претензию, ссылаясь на положения ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей, обязывающей продавца передать покупателю товар в порядке и сроки, установленные в договоре. Если продавец не отреагирует на претензию либо откажет в удовлетворении указанных в ней требований, то принудительного исполнения договора можно добиться через суд.

Ключевым моментом в таких спорах будет то, как суды будут квалифицировать уход компании с рынка, уверен управляющий партнер юридической компании “Варшавский и партнеры” Владислав Варшавский. Магазины, использующие дистанционный способ продажи товаров (например, ASOS), на который распространяются положения Гражданского кодекса, также нарушили соответствующие нормы. Эксперт говорит о том, что известны случаи крупных популярных маркетплейсов, которые отказываются принимать товары обратно и возвращать деньги за них, ссылаясь на проблемы с обработкой платежей (в России это карты платежной системы “Мир”). Эксперт считает, что таким образом онлайн-сервис нарушает положения ст. 456 ГК РФ и п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей.

Однако на данный момент встречаются ситуации, когда коллективные иски потребителей к ушедшим иностранным компаниям не принимаются судами общей юрисдикции – на проблему обратил внимание Владислав Варшавский. При этом эксперт согласился, что именно коллективные иски – это действенный механизм для защиты прав потребителей в текущей ситуации. Он считает, что такие иски позволяют разгрузить суды от большого количества частных исков.

Блокировка гаджетов

Еще одна потенциальная проблема – возможность блокировки сложных электронных устройств. Как объяснил Владислав Варшавский, так как техника, которую реализуют для параллельного импорта, предназначена для продажи в других странах, существует риск, что устройство заблокируют по IMEI-коду – уникальному идентификатору, который есть в международной базе. Так, например, по данным Mobile Research Group 50 тыс. мобильных телефонов компании Samsung (это составляет 20% импортированных в Россию смартфонов компании) были заблокированы в РФ – они были ввезены по схеме параллельного импорта через Казахстан.

Проблему с возможностью блокировки сложных электронных устройств можно решить путем приобретения и использования некоторого времени SIM-карты оператора той зоны, куда и поставляли смартфон, объяснил Владислав Варшавский. Другой способ – через официальные сервисные центры производителя, который, в свою очередь, ключ разблокировки может и не предоставить.

Решение проблем с легализацией параллельного импорта

При этом защитой прав потребителей при реализации параллельного импорта планируют заниматься некоторые государственные органы. Так, Роскачество планирует проверять товары, которые ввезут по параллельному импорту – об этом сообщил Владислав Варшавский. Также в планах Роскачества отбирать на полках российских магазинов товары, которые возможны для параллельного импорта, оценивая их качество и безопасность. Опосредованной защитой прав потребителей будет заниматься и ФТС РФ, поскольку именно эта служба будет осуществлять контроль за ввозом товара в рамках параллельного импорта. Прежде всего, в случае возникновения сомнений в подлинности продукции, будут проводиться таможенные экспертизы, а также взаимодействие с правообладателями товарных знаков, уверен эксперт.

Полная версия: Гарант.ру