Утрата груза экспедитором

Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), а также Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о транспортно-экспедиционной деятельности).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

П. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Как правило, условиями заключенных экспедитором и заказчиком договоров предусмотрено, что экспедитор обязуется принять и доставить вверенный ему заказчиком груз и передать уполномоченному на получение груза лицу в соответствии с условиями заявки, которая оформляется на каждую конкретную перевозку.

Такая позиция находит свое развитие в судебной практике. В частности, в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2013 г. по делу № А56-64816/2012 суд пришел к выводам, что договор транспортной экспедиции не расторгнут сторонами до направления заявки и являлся действующим. Заявка подписана сторонами, заверена печатями сторон, факсимильная копия не противоречит договору. Именно этой заявкой сообщена фамилия водителя, а так же марка и государственный регистрационный знак автомобиля, прибывшего для погрузки товара, что не противоречит сложившейся практике делового оборота в сфере транспортной экспедиции.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17 марта 2011 г. по делу № А53-7340/2010 суд рассматривал ситуацию, в которой сторонами был заключен договор транспортно-экспедиционного обслуживания, согласно которому экспедитор обязался организовывать для заказчика перевозку грузов собственными силами или путем привлечения третьих лиц. В результате привлечения сторонней организации груз был утерян сразу после погрузки. По указанному факту возбуждено уголовное дело, согласно материалам которого выявлено хищение груза неустановленными лицами. Общество возместило заказчику стоимость похищенного.

Учитывая позицию, содержащуюся в п. 10 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г., ответственность за утрату груза несет экспедитор, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.