Камеральная налоговая проверка. Что, как и почему.

На текущий день Правительство РФ утвердило  8 дорожных карт для использования электронного документооборота между ведомствами и министерствами.

Для государства в целом  это определенный плюс в снижение бюрократических проволочек, улучшения качества предоставляемой государственной услуги и самое главное, осуществление скорости контроля и надзора, как за отдельными взятыми ведомостями, так и за отдельным взятым предприятием или организацией.

Основным министерством, которое сейчас продуктивно использует дорожные карты,  является налоговый орган. Безусловно,  это выражается для налогоплательщика в части усиления контроля и надзора. 

Самым эффективным и самым простым способом контроля со стороны налоговой является камеральная налоговая проверка. В этой статье я постаралась ответить на основные вопросы по прохождению камеральной проверки и сроках ее проведения. 

Кто чаще всего попадет под камеральную налоговую проверку? В первую очередь это компании, бизнес которых связан с  получением налогового вычета по НДС. Безусловно, если налоговым органом выявлено расхождение между Вашими данными и данными контрагента в книге покупок и книге продаж. И обязательно под камеральную проверку попадут  те организации, которые  подали уточненную налоговую декларацию, в которой налоговая база стала ниже по сравнению с первичной декларацией. Если организация получила убыток, то камеральная налоговая проверка проходит в обязательном порядке.

Кто имеет право проводить проверку и нужно ли на это специальное разрешение?  Особое разрешение руководителя налогового органа на проведения проверки не нужно и проводит её простой сотрудник налоговой из отдела камеральных проверок.

На основе, каких данных проводится камеральная проверка?   Налоговики проверяют  только финансовые показатели, указанных в налоговых декларациях и представленных сопровождающих документов к ней.

Нужно ли предоставлять дополнительные документы в рамках проверки? Основным принципом камеральной налоговой проверки является то, что налоговый орган не имеет права истребовать дополнительные документы и сведения. Но всегда есть исключения из правил.

Кто обязан предоставлять дополнительные документы и какие это документы? Дополнительные документы по налоговой декларации предоставляет исключительно закрытый круг лиц.  К ним относятся экспортеры, агенты, посредники, строители и физические лица к декларации 3-НДФЛ. Более того, дополнительные документы предоставляются по закрытому перечню.

1. Организации, которые  подали уточненную налоговую декларацию, в которой налоговая база стала ниже по сравнению с первичной декларацией. В этом случае в течение 5 рабочих дней организация обязана предоставить пояснения, вследствие каких действий произошло изменение налогооблагаемой базы. (п.3 абз. 2 ст. 88 НК РФ)

2. Если организация понесла убыток, то необходимо в течение 5 рабочих дней предоставить объяснение понесенного убытка.( п.3 абз. 3 ст. 88 НК РФ)

3. Если организация применяет льготу по налогу, то проверяющий инспектор имеет право запросить, а организация обязана предоставить документы, которые подтверждают применение льготы  (п.6 ст. 88 НК РФ). Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС по пп. 2 п. 2, пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письмо ФНС от 27.11.2014 N ЕД-4-15/24607)

4. В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

– или противоречат другим сведениям из этой же декларации;

– или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, 

– либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

В этом случае налоговики обязаны направить в ваш адрес требование о предоставление пояснений, а организация обязаны в течение 5 рабочих дней предоставить необходимые пояснения либо при обнаружении ошибки и согласие с налоговым органом сдать уточненную налоговую декларацию. (п.3 абз. 1 ст. 88 НК РФ)

5. Согласно п. 7 ст.88 НК РФ, если организация заявила налоговый вычет по НДС (ст. 172 НК РФ) и (или)  возмещение из бюджета (ст. 176 НК РФ) .

5.1. По ст. 172 НК РФ необходимо будет предоставить в налоговый орган копии счетов-фактур от поставщиков и (или) платежное поручение в таможенный орган, которое подтверждает оплату НДС при ввозе товара на территорию РФ (импорт) и (или) платежное поручение, подтверждающее оплату НДС при оплате услуг(работ) , так называемый невидимый импорт. То есть нужны документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письма ФНС от 16.09.2015 N СД-4-15/16337, от 10.08.2015 N СД-4-15/13914@). 

Возмещение НДС  происходит, если по окончанию камеральной проверки не обнаружены правонарушения и налоговики  по истечению семи дней приняли решение о возмещении налога из бюджета. Принять решение в течение именно 7 рабочих дней это обязанность налогового органа.

6. Если организация внесла изменения, в налоговую декларацию спустя 2 года, то в этом случае налоговики имеет право кроме пояснений запросить налоговые регистры и первичные документы (п. 8.3. ст. 88 НК РФ)

7. Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС ((п. 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 N 14951/11)

8. Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов. В этом случае в течении 5 рабочих дней необходимо предоставить Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ)

9. К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы, которые должны прилагаться к декларации (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, указанные в ст. 165 НК РФ. Здесь основными документами являются контракт, таможенная декларация, транспортные и товарно-сопроводительные документы.

10. Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам.  В этом случае необходимы документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

 

Что делать,  если в рамках камеральной налоговой проверки выявлены ошибки? В этом случае  налоговый орган обязан сообщить о б этих ошибках, предложить исправить и подать утоненную налоговую декларацию. Либо налогоплательщик обязан предоставить пояснения.

Зачастую налоговый орган в своем сообщении не разъясняет ошибку, либо данный факт хозяйственной деятельности не является ошибкой, то данное требование налогового органа стоит обжаловать.

Как долго длится камеральная налоговая проверка? Срок проведения камеральной налоговой проверки является пресекаемым и не может превышать 3 месяца от момента получения налоговой декларации налоговой инспекцией. Это поддерживается Постановлением Президиума ВАС № 10349/09 от 17 ноября 2009: «Пунктом 2 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Таким образом, в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации…»

Если проверка длится дольше 3 месяцев? Что делать? Это запрещено законом. В данном случае разумнее всего ссылаться на пункт 27 Пленума ВАС №57 от 30 июля 2013. Пленум определил, что любое последствие несоблюдения срока налоговой проверки является недопустимым доказательством и не может быть в дальнейшем использовано против налогоплательщика. 

Если всё таки ситуация имеет место быть, то следует направить жалобу руководителю налогового органа, либо в вышестоящую налоговую инспекцию.

Не стоит забывать и о том, что если Вы подали уточненную налоговую декларацию в тот момент, когда ещё не закончена камеральная налоговая проверка по ранее предоставленной налоговой декларации, то согласно п. 9.1. ст. 88 НК РФ меняются условия. Налоговый орган в этом случае  прекращает работать по ранее поданной декларации и начинается новая камеральная налоговая проверка по  уточненной налоговой декларации.  То есть срок проверки затягивается.

Однако, самое  важное стоит знать предпринимателю, директору, бухгалтеру,  что согласно именно п. 27 Пленума №57 ВАС от 30 июля 2013 г.  налоговый орган, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. 

Всегда с очень большой осторожностью и осмотрительностью необходимо предоставлять в налоговый орган запрашиваемые документы. Мы часто встречаемся  ситуацией,  когда организация (бухгалтер) с радостью, руководствуясь исключительно благими намерениями,  предоставляет в налоговый орган документы, зачастую те, которые и не были нужны и не запрашивались. Таким образом,  организация  сама себя подставляет на проведение более углубленной проверки. Последствия углубленной проверки зачастую бывают глубоко неприятными, как вариант провоцируется выездная налоговая проверка, штрафы и иные санкции. В данном случае, хочется пожелать, что если Вы сомневаетесь, какие документы предоставить, как лучше дать пояснения или написать объяснительную, какую позицию занять – лучше всего обратиться к налоговым специалистам нашей компании. Наши специалисты по роду своей деятельности более часто общаются с налоговиками. Они смогут оценить риски предоставления или непредставления тех или иных документов для прохождения проверки, выработать стратегию и тактику поведения для максимальной защиты Ваших интересов.

 

Владлена Варшавская

Старший партнер, руководитель налоговой и бухгалтерской практики 

ООО «Варшавский и партнеры»

 


 >