Как правильно оформить договор франчайзинга, на что надо обратить внимание

Франчайзинг как система зародился в ХХ веке в США и первоначально служил для изготовителей средством увеличения сбыта своей продукции. Позднее франчайзинг приняли независимые оптовые и розничные фирмы для сохранения конкурентоспособности с торговыми сетями цепного подчинения других фирм.

Сегодня франчайзинг признан в мире, как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса и широко распространен в зарубежной практике.

Понятия договора франчайзинга в Гражданском Кодексе Российской Федерации нет, однако данные отношения регулируются договором коммерческой концессии.

Отношения, возникающие по договору коммерческой концессии, регламентированы главой 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Договором коммерческой концессии предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем, либо определенных в договоре коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии заключается в письменном виде. Сторонами по договору могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

  • получить исключительное право правообладателя, покупателю необходимо зарегистрировать договор коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в противном случае предоставление права использования считается не состоявшимся (п. 2 ст. 1028 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Необходимо также помнить, что правообладатель несет субсидиарную ответственность с пользователем по предъявленным требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

В договоре франшизы прописываются права и обязанности компаний, где правообладатель обязан:

– передать пользователю всю необходимую официальную документацию, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

– обеспечить государственную регистрацию торговой парки в предпринимательской деятельности;

– оказывать техническое и консультативное содействие;

– консультировать и обучать персонал;

– контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

 

 

Для пользователей договор франчайзинга предусматривает следующие обязанности:

 

– использовать товарный знак в рамках установленных договоренностей;

– обеспечивать соответствие качества товаров и услуг уровню правообладателя;

– соблюдать инструкции и указания правообладателя;

– не разглашать коммерческую информацию и секреты производства.

 

С какими проблемами можно столкнуться при заключении договора франчайзинга:

При заключении договора франчайзинга необходимо обратить внимание на то, чтобы у правообладателя был зарегистрирован товарный знак по правилам законодательства. Информацию о товарном знаке можно получить на сайте Роспатента. В случае если товарный знак не зарегистрирован надлежащим образом, он может быть использован иным лицом.

Расчет с правообладателем до регистрации договора в Роспатенте не допустим, поскольку контракт будет считаться ничтожным.

В договоре должна быть прописана территория, на которой можно вести деятельность. Поскольку возможен вариант, что филиалы одной компании будут создавать конкуренцию друг друга.

В договоре необходимо прописывать размер штрафов, пеней. В случае отступления от условий договора.

Также обязательно прописать срок действия договора. Если срок договора не установлен, то любая сторона, изъявившая желание расторгнуть договора, вправе уведомить за шесть месяцев другую сторону о расторжении договора.

Самые распространенные судебные тяжбы возникают из-за невыплаты пользователем ежемесячных взносов. Также бывают варианты, когда правообладатель не исполняет свои обязательства по передаче прав на использование товарного знака.