Право на получение информации


Свобода информации в современном мире играет ключевую роль, пронизывая практически каждую сферу общественной жизни. Но действующее законодательство предусматривает противоречивые принципы. С одной стороны, гарантируются открытость, доступность и достоверность информации о деятельности государственных органов, своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации. Но с другой – предусматривается защита прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь, достоинство и деловую репутацию.

Все вышеперечисленные принципы должны применяться в системном толковании.

Поэтому наблюдается конкуренция двух конституционных прав – на доступ к сведениям о деятельности государственных органов с одной стороны и соблюдение прав иных граждан с другой. Например, основанием для внеплановой проверки могут быть обращения потребителей или иных граждан, содержащие их персональные данные. Но регулирующий проведение контрольных мероприятий федеральный закон (№ 294-ФЗ) гарантирует доступ проверяемым компаниям и индивидуальным предпринимателям ко всем материалам без каких-либо ограничений. То есть приоритет отдается праву на информацию.

В свою очередь, прокуратура не вправе передавать рассматриваемые жалобы органам или должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. То есть в этом случае законодатель, по сути, отдал предпочтение защите персональных данных.

Если же все-таки «взвешивать» эти права, на мой взгляд, общественный интерес необходимо положить на ту чашу, где находится право на получение информации. Кроме того, ключевую роль в решении таких противоречий на практике играет риск злоупотреблений со стороны государственных органов. Гарантия проверяемому права ознакомиться с жалобой лишает контролирующие органы возможности проведения безосновательных проверок. То есть, отдавая приоритет праву на получение информации, мы тем самым блокируем риск злоупотреблений.

Поделиться: