Выпускников школ, которые не собираются продолжать обучение в вузах, могут освободить от сдачи ЕГЭ

Выпускников школ могут освободить от сдачи ЕГЭПредлагается освободить выпускников школ от сдачи ЕГЭ, оставив за ним функцию вступительного экзамена в образовательные организации высшего образования. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Законодательным Собранием Республики Карелия.

Авторы законопроекта подчеркивают, что реализация этого предложения означает фактическое упразднение аттестационных функций единых экзаменов по русскому языку и математике. Необходимые поправки планируется внести в ст. ст. 59 и 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

Напомним, что по действующему законодательству государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ, а также в иных формах, которые могут устанавливаться Минобрнауки России или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими госуправление в сфере образования (п. 13 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации“). В случае одобрения законопроекта у указанных органов сохранится право на определение форм проведения государственной итоговой аттестации в школах, а из рассматриваемой нормы исчезнет упоминание ЕГЭ как основной формы государственной итоговой аттестации.

Согласно законопроекту, ЕГЭ планируется проводить по учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования в качестве вступительного экзамена для приема на обучение в вузы по программам бакалавриата и специалитета. При этом предусмотрен запрет на использование результатов ЕГЭ для оценивания качества деятельности школ.

Свою инициативу авторы идеи обосновывают рядом причин, в числе которых:

  • из всего комплекса ЕГЭ обязательными являются только два экзамена (русский язык и математика), остальные актуальны как вступительные экзамены в вузы;
  • минимальный уровень результатов ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, крайне низок. К тому же сложилась практика корректировки (в сторону понижения) минимального порога баллов ЕГЭ в зависимости от результатов экзамена, что подрывает общественное доверие к единой итоговой аттестации;
  • практика оценивания учителя по результатам ЕГЭ вступает в противоречие с принципом справедливости, так как результаты ЕГЭ в различных школах зависят от многих факторов (в том числе и социальных) и не всегда связаны напрямую с работой школы и учителя.

Также разработчики законопроекта считают, что введенное в 2014 году итоговое выпускное сочинение как традиционная для российского образования форма итоговой аттестации по русскому языку и литературе сможет заменить ЕГЭ по русскому языку. В свою очередь, предложенное Рособрнадзором разделение ЕГЭ по математике на два уровня – базовый (аттестационный экзамен) и профильный (вступительный экзамен), по мнению разработчиков законопроекта, приведет к дальнейшему снижению планки государственной итоговой аттестации по математике.

Предлагаемые поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2015 года. Как отмечается в пояснительной записке к документу, они будут способствовать освобождению от сдачи ЕГЭ тех школьников, которые не собираются продолжать обучение в вузах.