ФПА РФ: оценка рыночной стоимости юридической помощи не имеет практического смысла и правового значения

ФПА РФ: оценка рыночной стоимости юридической помощи не имеет практического смысла и правового значения
ginasanders / Depositphotos.com

Приведены аргументы, обосновывающие эту позицию (правовая позиция Федеральной палаты адвокатов от 20 января 2020 г.).

Так, указывается, что ценообразование на рынке юридической помощи является многофакторным, но при этом сугубо индивидуальным, в том числе и субъективным, учитывающим роль личности, оказывающей юридические услуги.

Отмечается, что размер адвокатского гонорара зависит, в частности, от объема и сложности работы, продолжительности времени, необходимого для ее выполнения, опыта и степени квалификации адвоката, сроков, степени срочности выполнения поручения и иных обстоятельств.

Стоимость юридической помощи зависит также от категории адвокатского образования. Так, стоимость помощи, оказываемой адвокатами наиболее известных и крупных адвокатских коллегий и бюро, может в разы и даже в десятки раз превышать стоимость юридической помощи адвокатов из небольших коллегий или бюро, а также осуществляющих деятельность в адвокатских кабинетах.

В ряде случаев в качестве критерия определения стоимости юридической помощи может выступать цена иска.

Существенное значение имеет и территориальный фактор, поскольку стоимость юридической помощи в различных субъектах РФ будет отличаться.

На стоимость юридической помощи может влиять целый ряд иных факторов.

Вместе с тем специфика юридической помощи во многих случаях делает сравнение по названным критериям недопустимым. Например, известность некоторых адвокатов может определяться продолжительной практикой, узкой специализацией в конкретной сфере правоотношений, в связи с чем они, даже не состоя в крупных адвокатских образованиях, могут претендовать на вознаграждение, сравнимое с адвокатами ведущих компаний.

Поэтому, по мнению ФПА РФ, даже самое глубокое многостороннее исследование на предмет определения “рыночной стоимости” юридической помощи может позволить прийти лишь к весьма приблизительным значениям, которые могут напоминать “среднюю температуру по больнице” и быть абсолютно не применимы к отдельному случаю.

Также отмечается, что в отсутствие единых тарифов на оказание юридической помощи, любая цена, предложенная оценщиком, является лишь средней, или сопоставимой, или сравнимой, что само по себе предполагает наличие иной цены, в разы отличающейся от оценочной как в меньшую, так и в большую сторону.