Экспорт и импорт Китай


Юридические услуги в Китае

Наша компания содействует получению необходимой помощи предпринимателями в КНР. Наши партнеры работают в Китае более 20 лет, специалисты по экономике, налогам и праву помогут решить Вашей организации любую проблему.

Часто задаваемые вопросы и практические рекомендации специалистов по Китаю.

Что необходимо, чтобы открыть бизнес в Китае: люди, деньги, виза, связи, реклама и т.д.

Для открытия бизнеса в Китае нужно желание и деньги. Связи не требуются, процедура достаточно понятная (хотя и не такая простая и быстрая, как в Гонконге или Сингапуре), бытовая коррупция в Китае практически отсутствует, так что выполнение требований госорганов приведет к открытию бизнеса с вероятностью, близкой к 100%. Требований к участию резидентов в качестве директоров или акционеров нет. Есть определенные требования к уставному капиталу, но уставный капитал почти всегда может быть использован для деятельности компании – в качестве оборотных средств, на закупку оборудования, заработную плату, аренду помещения и т.п. Виза для открытия бизнеса не нужна, наоборот, наличие компании дает право на получение разрешения на проживание для иностранных учредителей/сотрудников.

А вот для успешного его развития, конечно, понадобятся и связи, и реклама, а главное – востребованный и конкурентоспособный товар или услуга.

Как провести легализацию российских  документов в Китае?

Китайская Народная Республика не является участницей Конвенции об отмене консульской легализации, поэтому для использования российских документов в КНР нужно пройти эту непростую процедуру: нотариальное заверение в РФ – Минюст РФ – МИД РФ – консульский отдел посольства КНР в Москве (важно отметить, что генеральные консульства КНР, открытые в некоторых российских городах, легализацией документов не занимаются, поэтому все оформляется только в Москве).

Что предусмотреть, чтобы отстоять российские интересы в случае арбитражного разбирательства?

Самый правильный подход для арбитража – получать решение там, где его легко будет исполнить. В КНР есть достаточно авторитетные арбитражные органы – China International Economic and Trade Arbitration Commission (CIETAC) и Shanghai International Arbitration Center. Они имеют большой опыт рассмотрения дел с иностранным участием, обширную панель арбитров, в т.ч. русскоязычных, и серьезную репутацию, позволяющую рассчитывать на объективность. Нужно также отметить, что при недействительной арбитражной оговорке или при ее отсутствии в случае заключения прямого российско-китайского контракта (без участия гонконгских, кипрских, офшорных и иных структур) действуют до сих пор не отмененные Общие условия поставок из СССР в КНР и из КНР в СССР от 13.03.1990, где установлено, что рассмотрение арбитражного спора производится в стране компании-ответчика, в МКАС при ТПП РФ и CIETAC соответственно.

Проверка клиента (партнера) в Китае на легальность и добросовестность?

Проверка контрагента на добросовестность не только возможна, а и крайне желательна. Есть бесплатный доступ к базовой регистрационной информации о компаниях, похожий на сервис проверки по данным ЕГРЮЛ в России (правда, только на китайском языке), существует также возможность углубленной платной проверки контрагента. Некоторое время назад властями КНР введена система единых рейтингов общественного доверия, и сейчас идет работа над ее внедрением в разные сферы общества и экономики, но пока сложно сказать, насколько эффективным будет использование этих данных.

Как добиться исполнения судебного решения в Китае?

Ситуация с исполнением внутренних судебных решений в КНР схожа с российской – исполнение может быть как быстрым, так и медленным, и различные субъективные факторы влияют на результат не меньше, чем в РФ. Исполнение российских именно судебных решений в Китае (как и китайских в России) весьма затруднено, это связано с несовершенством договора о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 1992 года. Так что наиболее надежный и эффективный метод решения споров при международных сделках – арбитраж.

Таможенная политика Китая

КНР – страна с экспортноориентированой экономикой, и таможенная политика в части экспорта продукции, особенно с высокой добавленной стоимостью – «зеленый свет» для экспортеров.

При этом правительство уже не первое десятилетие прилагает усилия к тому, чтобы повысить внутренний спрос и уровень потребления в стране, для чего поощряет и импорт товаров, особенно высококачественных и экологически чистых. В целом, можно сказать, что таможенная политика КНР достаточно прозрачна и понятна для участников ВЭД, при этом существуют перекосы проявления протекционизма,  часто поддерживаемые местными властями,  например,  в некоторых регионах, граничащих с РФ (серый импорт продуктов питания, импорт и экспорт контрафакта).

Налоги при ВЭД в Китае

При импорте в Китай: таможенная пошлина, НДС, для некоторых товаров акциз.

При экспорте из Китая: как правило, нулевая ставка НДС (есть небольшое количество исключений), возврат части входящего НДС (от 3% до 17% в зависимости от кода ТН ВЭД). Стандартная ставка НДС – 17%.

Какие основные (типичные) ошибки допускают россияне в Китае? 

  • Недооценка затрат при входе на рынок (особенно последние годы при экспорте продуктов питания)
  • Невнимательное отношение к контрагенту – отсутствие проверки
  • Небрежное отношение к документам: «в Китае все равно любой контракт –ничего не стоящая бумажка»
  • Потеря товарных знаков из-за того, что в Китае не была вовремя подана заявка на регистрацию (или в рамках международной регистрации защита не распространялась на Китай)

Каковы перспективы торговли с Россией,  ожидаетеся ли расширение взаимодействия с российскими компаниями? 

Если окажется, что с Россией работать комфортно, выгодно и безопасно, и это будут не единичные факты, а устойчивый тренд на протяжении хотя бы 2-3 лет, думаю, мы увидим совершенно другой уровень экономического сотрудничества РФ и КНР.

Повлияла ли геополитическая ситуация на отношение к российским компаниям, наблюдается ли недоверие к ним, приводит ли это к каким то дополнительным юридическим последствиям (стали дольше оформлять таможенные бумаги и т.д.)

Геополитическая ситуация, к сожалению,  повлияла, особенно в сфере международных расчетов и инвестиций. Финансовый рынок Китая весьма тесно связан с США, финансовый и инвестиционных капитал Китая очень заинтересован в американском рынке и поддержке американских финансовых структур. Из-за этого последним несложно оказывать на китайские банки давление и ограничивать их (а через них и китайских участников ВЭД) взаимодействие с Россией. Примеров достаточно много – и закрытие т.н. офшорных счетов (Offshore Accounts/Non-Resident Accounts) в китайских банках с формулировкой «ваша компания как-то связана с Россией, поэтому счет будет закрыт»), и запреты на обычные торговые операции с участием Сбербанка, и низкие рейтинги/высокие профили риска на инвестиции в Россию. По некоторым из этих позиций в 2017 году наметились улучшения, но нужно понимать, что в глазах большей части как китайского частного, так и государственного бизнеса (100% геополитически мотивированные деловые активности выводим за скобки) ценность сотрудничества с США неизмеримо выше, чем с Россией. По целому ряду причин, главным образом – экономических.

Опыт какой другой страны в плане применения профильного законодательства наиболее интересен? 

Положительный опыт Гонконга в части создания и управления компаниями – удобно, понятно, надежно. Собственно, Гонконг как центр создания компаний для работы в Азии не нуждается в рекламе, и китайские власти учитывают его опыт при реформировании корпоративного законодательства в КНР. Из китайского опыта огромного внимания заслуживает опыт регулирования иностранных инвестиций, в т.ч. создания специальных экономических зон. Законы о предприятиях с иностранными инвестициями в относительно неизменном виде действуют более 20 лет, а об успехах Китая в реализации политики реформ и открытости говорить излишне – это одна из основных составляющих роста экономики Китая в конце прошлого – начале этого века.