Спор производителя с потребителем

Наша компания вновь столкнулась с делом, связанным с применением Закона РФ «О защите прав потребителей». Нашим клиентом являлась компания, выступающая в качестве изготовителя товара, в котором потребитель обнаружил недостатки, при этом на данный товар был установлен нетипично длительный для данной категории товаров гарантийный срок. Примечательно, что недостатки товара были обнаружены потребителем за 1 день до истечения гарантийного срока.

Учитывая, что законодательство РФ о защите прав потребителей является одним из самых либеральных в мире, наделяющим потребителя широким спектром прав, что даёт потребителю возможность манипулировать данным законодательством в целях извлечения дополнительной выгоды, споры данной категории зачастую разрешаются не в пользу изготовителя товара, а равно продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Потребителем были заявлены требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы, компенсации разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи и ценой соответствующего товара на момент вынесения решения, компенсации морального вреда, судебных расходов, а также предусмотренного Законом РФ «О защите прав потребителей» штрафа в размере 50 % от присуждённой суммы.

В результате анализа спорной ситуации, принимая во внимание, что избежать ответственности в данной ситуации не удастся, юристами нашей компании была выработана стратегия на значительную минимизацию заявленных истцом требований, руководствуясь одним из основополагающих принципов гражданского законодательства, таким как недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

С момента предъявления потребителем первой претензии в отношении недостатка товара, наш клиент пытался мирно урегулировать возникшую неприятную ситуацию и предлагал потребителю различные пути её решения в рамках правового поля, в том числе он был согласен вернуть уплаченную за товар денежную сумму, но потребитель был неприклонен. Только после того, как удалось добиться получения его банковских реквизитов, данное требование было добровольно исполнено нашим клиентом, и потребитель отказался от иска в этой части.

Нами было доказано, что товар той же марки, модели и артикула, что и неисправный, не производится с 2011 года, а поэтому установить какова разница между ценой товара, установленной в договоре и ценой товара, который на данный момент объективно не существует, не представляется возможным, а поэтому обязательство подлежит прекращению невозможностью исполнения. Приведенные аргументы убедили суд в том, что заявленные истцом суммы компенсации морального вреда, судебных расходов, а также штрафа являются чрезмерными и не соответствуют характеру нарушения обязательства и последствиям такого нарушения.

В итоге Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга 27 марта 2018 г. принял решение об отказе в удовлетворении требования потребителя о взыскании разницы между ценой неисправного товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент принятия решения, также суд более чем в 3 раза уменьшил заявленный потребителем размер компенсации морального вреда, значительно снизил размер компенсации судебных расходов потребителя, а также практически в 3 раза уменьшил заявленную потребителем сумму штрафа.

Данное решение суда полностью устроило нашего клиента.